Томари — приморский городок на краю Земли.

Однажды, году так в 2008-м, решил я порыться в сети и поискать фотографии острова Сахалин. Тех городов, где служил мой папа, где жила наша семья: Томари, Оха и Корсаков.

Если про два последних написано и выложено достаточно много, есть и древняя старина, есть и свежие новости, то про Томари найти что-либо оказалось непросто.

За последние годы мало что изменилось. Коренных, истинно местных, жителей там практически не осталось. Вообще, в советский период, в Томари, в основном, жили люди, которые приезжали на Сахалин «на заработки», то есть – временно. Сейчас там живут их наследники, или люди вновь приехавшие, поэтому освещать историю и жизнь города, видимо, некому…

Такой себе маленький городок, пройти пешком, из конца в конец, который можно, за каких-то пол часа.

Здесь остались целых четыре года моего детства – от 10 до 14 лет, самое время познания мира! И как здорово, что они прошли здесь – лес и горы за одним окном, а море, можно сказать – за вторым. Здесь я узнал, что такое реки, полные рыбы, леса, переполненные ягодой, грибами, папоротником. Здесь можно было пить воду из ручья, не задумываясь о её чистоте. Здесь море, и все что с ним связано – купание вогромных волнах, рыба-крабы-креветки, морская капуста и морской гребешок…

Поиск оказался делом нелегким.
Первым официальным сайтом города Томари, который мне удалось отыскать на цифровых просторах Сети, стал сайт Крестовоздвиженского прихода г. Томари Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Оттуда донеслись первые сведения о внутренней жизни города. Кроме погоды, уголовной хроники и информации о прочих ЧП, которые можно было прочитать на других сахалинских сайтах.

Вторым, совсем недавно, стал официальный сайт Томаринской средней общеобразовательной школы №2. Но  на этом сайте не удалось вычитать и крупицы из истории города. И это при том, что в школе № 2 есть собственный «музей», если я правильно владею информацией.

_______________
P.S. : Все течет, все меняется, и сегодня, (январь 2013 г.) например, работает официальный сайт администрации  Томаринского городского округа.

И я подумал, что надо-бы исправить эту несправедливость.

Ведь сколько нас, бывших томаринцев, питают теплые чувства к этому маленькому городку, в те времена – действительно Богом забытым (даже церквушки небыло!), в котором прошли замечательные годы жизни. Не то, чтобы мне нужна была именно церковь, просто в народе не даром ходит ругательное выражение: «Село без церкви!».

Вот и накопал, систематизировал, а теперь готов представить на обозрение народу.

Отсебятины в датах, фактах – никакой, все справочники и архивные записи, которые по крохам собраны из различных источников. По причине малочисленности извлекаемой из источников информации и в связи с их великим множеством, не стану приводить ссылки на них. По бОльшей части.

Да простят меня те, кто обнаружит здесь свои фото, выложенные без ссылки на автора – я всего лишь попытался собрать все в одном месте. На некоторых остались авторские логотипы – наслаждайтесь. Кто ценит не авторство, а информацию – тот всё поймёт, по крайней мере я не претендую на то, что все фото здесь – мои или из моего личного архива – напротив!

В заголовке статьи – не просто значок, это герб города Томари.

К стати, у меня в закромах лежит целая коллекция значков-гербов сахалинских городов… Но об этом как-нибудь в другой раз…

Такой герб установлен на въезде в город с севера – со стороны поселка Неводское. Единственное, что изменилось – цвета флага: на значке флаг РСФСР, а на фото ниже – флаг, конечно-же, России.

  

 Мой одноклассник, томаринец, Сергей Кононов (целые галереи его фотографий можно найти в И-Нете, например тут, тут или тут…), пролетая над Сахалином, снял родной город с высоты 9100 м. Благодаря ему, имеем возможность посмотреть на это чудо, и оценить его компактность и эксклюзивность, я-бы сказал.


Боинг 767,рейс Москва Ю-Сахалинск. Автор — Кононов Сергей. Вид с высоты 9100 м

Интересна и сама история создания этого снимка,которую см Сергей к этой описал так:

Я тогда летел пассажиром, с включённым GPS. Татарский пролив не было видно из-за сплошной облачности, но машинка показывала неизбежное приблежение Сахалина, причём в месте весьма близкому к Томари. Я приготовил фотоаппарат, скажу честно чуток волновался, ведь не был на родине 20 лет. И свершилось чудо-облачность осталась позади а западный берег открылся во всей своей красе. Я сделал несколько снимков на разном фокусе и остров отгородился облаками,в скором времени мы начали снижаться…В это время на пляже города Томари отдыхали родители Сергея Вырупаева, в ту пору ещё только просто знакомым по интернету, и были свидетелями пролёта «большого самолёта». Кстати, тот факт , что в кадр попал именно Томари, был выяснен лишь дома при совместном просмотре снимков с Андреем Фатеевым [еще один наш товарищ — и тоже одноклассник].

Чтобы понять, что это за город, каково там жить, нужно, для начала, почитать официальную информацию, а затем обратиться к его дояпонской и японской истории, посмотреть, что-же здесь происходило в годы Советской власти и в период разгула демократии а-ля «Перестройка». Так и до современности дойдем…

(продолжение: «Томари. Кое-что из официальной информации.»)

 WW    :0)

last update 05.12.13

10 Responses to Томари — приморский городок на краю Земли.

  1. Вован Вованыч, спасибо! Очень хорошее дело ты затеял — серия статей про наш славный город Томари. Теперь буду с нетерпением ждать продолжение.

    • Спасибо за отклик, Мурат!
      Буду стараться (в ущерб работе, конечно :0) ) побыстрее сверстать продолжение.
      Приходится резать большой материал на небольшие части, чтобы влезть в формат блога — изначально собирал просто так, поэтому формат меня не беспокоил…

  2. Сергей Кононов says:

    С большим интересом читал эти строки… 🙂

  3. Сергей Кононов says:

    Мне вот интересно , Вова, а откуда взялись 4500 метров, если это было на 9600?
    Я тогда летел пассажиром и с включённым GPS. Татарский пролив не было видно из-за сплошной облачности, но машинка показывала неизбежное приблежение Сахалина, причём в месте весьма близкому к Томари. Я приготовил фотоаппарат, скажу честно чуток волновался, ведь не был на родине 20 лет. И свершилось чудо-облачность осталась позади а западный берег открылся во всей своей красе. Я сделал несколько снимков на разном фокусе и остров отгородился облаками,в скором времени мы начали снижаться…В это время на пляже города Томари отдыхали родители Сергея Вырупаева, в ту пору ещё только просто знакомым по интернету, и были свидетелями пролёта «большого самолёта». Кстати, тот факт , что в кадр попал именно Томари, был выяснен лишь дома при совместном просмотре снимков с Андреем Фатеевым. 🙂

    • Класс — я даже готов вставить историю этого снимка в статью — настолько неожиданно и интересно!
      Высоту — исправил :0)

      • Сергей says:

        Вов, тогда уж давай ещё точнее-9100, а то прочтёт какой нить авиатор и начнёт умничать, что на восток эшелоны мол нечётные )))))))))))

  4. Граждане и собратья! В Томари прошли мои годы — спримерно трех и до шести, кажется. Два раза был потом — уже взрослее, оет в 14 — это когда мы туристами из Ю-С делали велопробег, сначала по восточному берегу, по перешейку Поясок — на западный, и вверх до Красногорска и озера Айнскре (Райтиси). На обратном пути заехали в Томари. То были 1950-е гг. А в конце 1970-х, журнаоистом, побывал в Томари еще раз, развскал развалины дома, в котором жили, и вытоптанный сад, и полуразбитый японский памятник из гранита в том бывшем саду… Оба раза бывал у водопада близ села Урожайное, правда, во второй раз он был уже взорван…
    Томари для меня — родина, та самая, малая (хотя родился в Хабаровске), то есть самая родная, любимая. А теперь вот живу в Кишиневе — но по своей воле там очутился, по решению родителей, и вот теперь — иностранец. Больгнн всго, что уже не удастся побывать в Томари и на Сахалине… Валерий Косарев, к. и. н., этнограф.

    • Для своей малой Родины я — тоже «иностранец», я в Киеве сейчас живу,
      Вот и пишу о своей любви к ставшим родными местам…

Добавить комментарий

