Кто такие Айны? (часть 1)

Прочитать предыдущую статью «Где такое Сахалин?» 

Айны были коренными жителями той местности, где в период совместного русско-японского владения островом, в1870 г., было основано поселение, которому впоследствии суждено было вырасти в город Томари.

Кем были эти таинственные айны, почему они выбрали для жизни именно это место?
Как они сюда попали, чем занимались, как жили?

Попробую разобраться сам, и готов поделиться.

Кто такие Айны?

В Википедии есть большая статья, посвященная айнам.
Она дает такое определение:

А́йны (яп. アイヌ [айну], букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались только в Японии.

По одним данным, в Японии их насчитывается примерно 30 000: около 25 000 живут на Хоккайдо, остальные — в других частях Японии, в основном, в Токио.
По другим авторитетным источникам (например), айны сохранились в незначительном количестве лишь на острове Хоккайдо (Япония), но уж никак не в Токио.
Но — оставим этот спор специалистам.

Еще один спор, в котором я не участвую:
как правильно склоняется название племени:
[именительный падеж:] «Айны»;
[родительный падеж:] «Айнов» или «Айну»?…

Откуда вы взялись, «настоящие люди»?

Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом.
В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками – икупасюй, или икунись), черты лица их были больше похожи на европейские.

Вот, если присмотреться к этому фото, то прямо скажем, что два паренька, второй и третий справа на снимке, имеют типичные славянские лица!

Несмотря на жизнь в суровом климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. Их внешний вид и уклад жизни никак не совпадал с известными к тому времени другими представителями племен, населявших этот суровый регион.

Ни по своим антропологическим данным, ни своей культурой айны не похожи на других представителей Восточной Азии.
До сих пор этнографы не пришли к единому пониманию в вопросе о происхождении айнов, выдвигая то северную, то южную, то даже западную гипотезы о происхождения этой народности:
-Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера и (или) из Сибири — такой точки зрения придерживаются, в основном, японские антропологи.
-Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга — эту теорию выдвинул Л. Я. Штернберг и она доминировала в советской этнографии.
-Айны родственны семитам/индоевропейцам/кавкасионной расе — этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма, Р. Тории.

Несмотря на то, что предпложеия Л.Я. Штернберга об айнско-австронезийском родстве не подтвердились, хотя бы потому, что культура айну в Японии намного древнее культуры австронезийцев в Индонезии, сама по себе гипотеза южного происхождения айнов в настоящее время представляется более перспективной, в виду того, что в последнее время появились определенные лингвистические, генетические и этнографические данные, позволяющие предполагать, что айны могут быть дальними родственниками народам мяо-яо, живущим в Южном Китае и Юго-Восточной Азии.

Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, вообще, всех популяций Дальнего Востока и Тихого океана, а сближаются только с людьми эпохи Дзёмон, которые являются непосредственными предками исторических айнов.

Одним из первых на вопрос, кто такие айны, попытался ответить мореплаватель Жан Франсуа Лаперуз. По его мнению, они очень близки к европейцам. Противники этой версии, соглашаясь с тем, что в Сибири и Центральной Азии жили когда-то европеоидные племена, не находят доказательств того, что они вышли к берегам Тихого океана.

Ряд советских ученых (Л. Я. Штернберг, М. Г. Левин, А. П. Окладников, С. А. Арутюнов) поддерживали теорию родства айнов с австралоидами южных морей. В доказательстве использовался тот факт, что национальный орнамент айнов сильно похож на узоры, украшающие одежду новозеландских маори, наскальные рисунки Австралии, Полинезии и Меланезии. В его основе лежат те-же ромбы, спирали, меандры. Так-же, айны — единственный народ северо-востока Азии, имевший ткацкий станок, и этот станок — полинезийского типа.

И в завершение, айны использовали отравленные стрелы. И это, и способ крепления отравленных наконечников сходны с тем, что применялись в Индонезии и на Филиппинах.

Дополнительную информацию для размышлений дает и изучение мифологии айнов.
Самым великим духом айны считали Небесного Змея. И тут можно вспомнить о могущественной Змее-Радуге австралийцев, о Боге-Змее Микронезии. Суматра, Калимантан, Филиппины, Тайвань — на этой дуге находятся культуры, имеющие сходные с айнской элементы. Ученые предполагают, что все они вышли с материка Сунда, соединявшего в прошлом большую часть перечисленных островов, а вместе с ними, возможно, Японские острова и Сахалин с Юго-Восточной Азией.
Но «родственников» Небесного Змея можно найти не только в легендах малайцев и полинезийцев, но и в эпосе монголов, легендах финикийцев, в сказаниях американских индейцев и на костяной бляшке, пролежавшей тысячи лет в земле на берегу Ангары.

Культура айнов — охотничья культура.
Они не занимались земледелием.
Основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота, поэтому для айнов было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде.
Айны не допускали демографических взрывов.

Поскольку для поддержания жизни такой культуре было необходимо значительное пространство природы, то поселения неолитических айнов были достаточно удалены друг от друга и именно поэтому айны расселились мелкими группами по всем островам японского архипелага.

У айну никогда не существовало крупных поселений, и основной социальной единицей была локальная группа — на айнском языке — [утар]/[утари] — «люди, живущие в одном поселке/на одной реке».

В айнской культуре человек значил слишком много.
Согласно верований айну, они считали, что все задачи, которые ставит перед ними внешний мир, могут быть решены силами одной локальной группы.
В качестве сравнения: для культур, основой которых было земледелие, а в особенности — рисоводство, было характерно понимание отдельного человека как ничтожного элемента в общей конструкции общества, что, между прочим, позволяет жить очень большому числу людей на крайне ограниченной территории.

Изучая быт и обычаи айнов, можно было прийти к выводу о том, что они состояли из противоречивых соединений:
— они жили в землянках, обычных для народов побережья Охотского моря, но иногда строили каркасные дома, похожие на жилища уроженцев Юго-Восточной Азии;
— носили «пояса стыдливости» обитателей южных морей и глухую меховую одежду северян;
— в их искусстве прослеживаются отголоски культур племен южного тропика, Сибири и севера Тихого океана.

Айнский язык современной лингвистикой рассматривается как изолированный.
Позиция айнского языка в генеалогической классификации языков до сих пор остается не установленной.
В этом отношении ситуация в лингвистике подобна ситуации в антропологии.
Айнский язык радикальным образом отличается от японского, нивхского, ительменского, китайского, а также прочих языков Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Тихого океана.
В настоящее время айны полностью перешли на японский язык, и айнский уже практически можно считать мёртвым. В 2006 году примерно 200 человек из 30000 айнов владели айнским языком.
Разные диалекты хорошо взаимопонимаемы.

В историческое время у айнов не было своего письма.
В настоящее время для записи айнского языка используется практическая латиница или катакана.

Также у айнов существовали своя мифология и богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе.

Нельзя здесь упустить и упоминание о наиболее фантастической теории происхождения айнов.
Она состоит в том, что их предки прилетели с небес.
Согласно этой теории айны и теперь поддерживают контакт со своими космическими сородичами, только хранят это в тайне.
Теория базируется на сравнении описаний пришельцев, посещающих Землю на летающих тарелках, и  айнов – и те и другие ни на кого не похожи, зато прослеживаются некоторые странные аналогии…
Так, например, среди наиболее известных таких фактов рассматриваются загадочные статуэтки «догу», символизирующие собой мать-прародительницу. Многим специалистам эти статуэтки весьма напоминают изображение космических пришельцев в скафандрах.

В довершение этого рассказа, чтобы немного сгладить интригу, приведу мнение современных ученых-антропологов о путях расселения человечества по землям современного Дальневосточного региона.

Итак, предки современного человека на землях Дальнего Востока появились около миллиона лет назад. Самые же древние стоянки людей палеолита в этом регионе имеют возраст более 60 тыс. лет.

Считается, что заселение Японских островов первопредками современного человека шло и со стороны Сахалина, и со стороны Корейского полуострова, то есть и через Охотию, и через Ниппониду (источник).

Есть целый ряд доказательств, в том числе, приведенных в данной статье, которые позволяют сделать вывод о существовании островного и прибрежного мира родственных культур, который простирался от Австралии до Нижнего Амура, и далее — до Камчатки. А истоки древнейшего пласта этих культур затонули в период повышения уровня Мирового океана. Общие элементы этих родственных культур, возникли еще у протоавстралоидов, населявших в плейстоцене несуществующий ныне материк Сунда. Этот материковый массив, ныне скрытый под водой, объединял большую часть Зондских островов, Калимантан, Филиппины, Японские острова и Сахалин с Юго-Восточной Азией. Отсюда, возможно, вышли и айны, которые, оказавшись после затопления Сунды, Ниппониды и Охотии в изоляции на островах Японского архипелага, Сахалине и Курилах, сохранили исчезнувший на Азиатском континенте древний антропологический тип.

Гибель Сунды, опускание ее участков, ставших мелководным шельфом опоясывающих Восточную и Юго-Восточную Азию морей, завершилось лишь несколько тысяч лет назад, после того как уровень Мирового океана стал близок к современному (источник).

Несмотря на эту информацию, всё же, откуда пришли айны, сочетающие в себе черты трех рас – европеоидной, монголоидной и негроидной, на Японские острова — достоверно неизвестно.

В древних китайских хрониках есть упоминание про легендарное государство Яматай. Может быть оно было древнеайнским государством?

[продолжение следует]

Последующие части:   2,   3,   4

 WW         :0)

last update 22.01.2012

Реклама

3 Responses to Кто такие Айны? (часть 1)

  1. Спасибо! Очень интересно!

  2. Не могу оставить без комментария пару изложенных здесь положений.

    1. «Культура айнов — охотничья культура. Они не занимались земледелием. Основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота…»

    Распространенное заблуждение. Айны занимались и земледелием, и коневодством. Более того, их предки были одними из самых ранних земледельцев планеты. Правда, в постнеолитическое время на о-вах Хонсю (в северной части) и на Хоккайдо особенно, наступило резкое похолодание. Тем не менее первые японцы, встретившиеся с айнами Хоккайдо, видели у них огородные участки. По сей день традиционные огородные инструменты айнов в корне отличаются от япоских, что говорит об исконности соответствующего занятия.

    2. «…айны, сочетающие в себе черты трех рас – европеоидной, монголоидной и негроидной…»

    Это научно некорректное заявление, примитивизация сложной проблемы. Когда звучит такое, широкая читательская масса вводится в заблуждение, вообразтв, что белые смешались с желтокожими и неграми — и получились айны.

    Вопросы, связанные с происхождением айнов, бесконечно дискутируются (так называемая айнская проблема). Не так давно у меня в «Известиях Института наследия Бронислава Пилсудского» (издается в Южно-Сахалинске) вышли две статьи по этому поводу:

    «Айнская проблема сегодня: кто такие дзёмонцы и кто такие айны»

    «Айны Хоккайдо, Сахалина и Курил: расовое сложение и этническое развитие»

    Приглашаю всех, кто итересуется айнами и этнической историей Сахалина, посетить мой личный сайт http://kosarev.press.md/

    Названные статьи откроете здесь: http://kosarev.press.md/Single%20sourse%202.htm

    А по меню найдете много другого интересного, в т. ч. мои переводы с английского других авторов. Я много лет занимаюсь именно айнами, а также ороками и в целом природопользованием аборигенов Сахалина.

    Моя точка зрения по расовому происхождению айнов — они относятся к палеосибирской расе (отдельной большой расе, не монголоидной и не европеоидной), а прародина их отдаленных предков — циркумбайкальская зона, Алтай, может быть, часть Тибета. Другое дело, что в чистом виде расы не существуют и чисто из одного истока не вытекают, а всегда представляют собой синтез нескольких субстратов (нижних слоев) и множества суперстратов (более поздних разновременных наложений).

    С уважением, В. Д. Косарев.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: